Текст модального окна
Как к Вам обращаться:
Номер телефона:
Время, когда Вам перезвонить:
Контрольное число:

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 

 

Философия проектирования машин в условиях современного рынка.

(данная статья не посвящена напрямую теме аэростатов и пневмоконстукций, аспекты их применения рассматриваются здесь лишь в футуристическом плане)

В наши дни негативное воздействие техники на человека и среду его обитания неизбежно возрастает. Многие жители России эту ситуацию чувствуют, как говорится, на подсознательном уровне, но не очень понимают, как её сегодня можно изменить, уж слишком агрессивно и глобально стало проявляться это воздействие. Рассмотренный в данной статье, новый подход в проектирования машин, является своеобразной философией создания технических объектов в условиях современного рынка, которая намечает пути решения вышеназванной проблемы.

Российская Федерация в настоящее время находится в чрезвычайно выгодной ситуации: обладая высоким энергетическим и финансовым потенциалом, будучи не полностью поглощённой извращёнными законами рынка и одновременно стремясь к инновационному пути развития, она как молодая страна, имеет шанс воплотить в жизнь новейшие концепций будущего, обеспечивающие процветающее и гармоничное развитие общества. Залогом такого развития должно быть развитие мира машин, проходящее под жёстким контролем человека, основанным на целесообразности и системности, способствующих совершенствованию его через его физическую и нравственную гармонию.

Ранее существующая методология проектирования техники основывалась на решении задач инновационной целесообразности и рациональности, а её оптимизация проводилась по критериям минимизации энергопотребления, материалоёмкости и стоимости создаваемой техники. При этом, условия выполнения требований по формированию системных связей проектируемой техники со средой её применения задавались не строго, а лишь как дополнительные ограничения, которые с развитием рынка стали переходить в ранг малозначимых или вообще игнорироваться. (проектирование военной техники в данной работе не рассматривается).

Наше время специфично бурным развитием техники, интенсивно внедряющейся в среду обитания человека. На первый взгляд техника, как ей и полагается, предназначена для использования человеком в своих целях, например при «обслуживании» наукоёмких технологий, сложных технологических процессов. Однако, при проектировании техники, предназначенной для массового потребителя, её роль начинает доминировать, что связано с искажением принципов целесообразности, приводящих к «конфликту» данного вида техники, со средой обитания человека. Основной причиной подобной ситуации стало бурное развитие такого явления как «коммерческое проектирование», агрессивно внедряющее в традиционный процесс проектирования новые «чужеродные» критерии, которые производят перенацеливание проектантов от общих принципов целесообразности, к частным коммерческим задачам, сулящим сверхприбыли компаниям-производителям. Эти новые критерии, являясь атрибутами сугубо рыночной экономики, формируются за счёт психологической составляющей массового восприятия покупателя, с помощью Пиар-акций. На первый взгляд Пиар необходим, поскольку предназначен для стимулирования продаж, но сегодня наблюдается тенденция «выхода Пиара» за рамки своих функциональных задач и отрицательно воздействия на процесс проектирования с последующим его искажением. Наиболее наглядно, подобные искажения прослеживаются в автомобилестроении, производстве товаров народного потребления и компьютерной технике. Лавинообразному спросу на данные продукты, помимо факторов повышения «благосостояния населения», способствует виртуозно создаваемый ажиотажный спрос, для обеспечения которого применяются на первый взгляд безобидные и «благородные» постулаты, но в итоге оказывающие негативное психологическое воздействие, как на покупателя, так и на проектировщика.

В экономически развитых государствах данные аспекты психологического воздействия отработаны давно, например, личный автотранспорт там позиционировался как средство «обретения личной свободы», формирования престижа, а инфраструктура, окружающая человека соответствует девизу «бери от жизни всё», «получи удовольствие». Коварство данных постулатов в том, что они изначально закладывают противоречие и конфликт между человеком и окружающей средой. Это выражается с одной стороны, в формировании индивидуалистического подхода к жизни, а с другой  необходимостью сосуществовать со своим «средством свободы» и «брать от жизни всё» в социальном пространстве городов, обременённых требованиями и законами, обеспечивающими их устойчивое развитие. Поэтому, находясь в конфликте со средой, пренебрегая разумными принципами, человек, а вместе с ним и рынок обеспечивают, достижение личной свободы «любой ценой», не взирая, на слабую приспособленность приобретаемого продукта к окружающей среде. Быстро вошедшая в рынок Россия слепо скопировала эти западные «ценности» и в результате магистрали и её города сегодня переполнены легковыми автомобилями. С точки зрения достижений технического прогресса отдельные элементы этих автомобилей: двигатели, системы управления, красивые и сверкающие корпуса, вполне можно назвать, «шедеврами» технического творчества, ведь многие из подобных агрегатов на самом деле доведены до совершенства. Однако, к сожалению, эти совершенства были спроектированы по отсталым критериям, не учитывающим ограничений накладываемых окружающей средой и общественной потребностью. Поэтому красивые и модные корпуса автомобилей передвигаются в основном полупустые, а их количество увеличивается быстрей, чем развиваются магистрали. По статистике каждый легковой автомобиль, в среднем, возит всего 1,5 человека, а затрачивает на это избыточную мощность до 100- 200 л.с. Создаётся впечатление, что водители стали выполнять всего лишь роль бортового компьютера системы управления, а автомобили зажили своей жизнью, вытесняя и вытравливая человека из его среды обитания. Если бы каждый водитель понял, что из 100 литров бензина 99 литров он выбрасывает на ветер, травит себя своих детей и окружающую природу, то наверняка возмутился бы, но к сожалению, его системное мышление пока ещё спит. Учитывая коэффициент загрузки легкового автомобиля, его средний КПД составляет, не более 1%, вместо принятого КПД в 28%, ошибочно измеряемого по двигателю. Отсюда и низкая эффективность этих «шедевров» технического творчества, как результат постоянные пробки магистралей и загазованность городов. Попытки найти выход из подобного тупика, создать целесообразные и по настоящему полезные конструкции наталкиваются на уже испорченные, извращённые законы их проектирования. И снуют по мегаполисам сверкающие полупустые автомобили с избыточно мощными двигателями, неизбежно увлекая человечество к транспортному коллапсу и экологическому бедствию, а политики предпринимают некомпетентные и бесплодные попытки, что-либо изменить.

Сегодня «Коммерческое проектирование» неизбежно толкает производителей легкового автотранспорта заниматься созданием только лишь инновационных «фишек». В техническом плане это, например, модный дизайн корпуса и салона, сенсоры дождя, ксеноновые пушки, и тому подобные «суперсовременные инновации», а в качестве бизнес-находок это производимое под предлогом повышения сервиса обслуживания, увеличение расходных материалов и учащённая замена запчастей, на самом деле являющаяся тайным снижением их ресурса за счёт применения более дешёвых материалов. И к сожалению, рекламная раскрутка всех этих новшеств, увеличивая ажиотажный спрос, ещё дальше уводит производящие компании от более затратного выполнения полезных критериев, формирующих связи с городской инфраструктурой, требующих разработки, например, всевозможных автомобилей- трансформеров, с выдвижными подиумами или узкокорпусных экономичных автомобилей на альтернативных источниках энергии. И, конечно, главнейшую роль в подобном извращённом проектировании играет вышедший из-под контроля и уже живущий своей жизнью «Рекламный Пиар», раскручивающий подобные «фишки» как «потрясающие инновации». Можно не принимать это явление, но это уже реальность, которую надо учитывать. Сегодня «Пиар», блестяще отработав свой инструментарий (слоган, бренд имидж), смело манипулирует сознанием людей, методично подчиняя их своей главной задаче: выбирать и покупать, невзирая на целесообразность и эффективность применения продукта. Создаётся впечатление, что классические законы товаро-денежных отношений «Товар  деньги  товар» начали меняться на абсурдные «пиар  деньги  пиар», и человек погружается в какой-то искажённый виртуальный мир, истощая себя процессами бездумного потребительства.

Позиционирование же бытовой техники, как «приносящей удовольствие» для любого стиля жизни, так же плодит множество, в общем-то, ненужных сверкающих и мигающих конструкций, а рынок в данном случае только заинтересован в многообразии потенциально нецелесообразных продуктов. Причём рынок как интенсивно плодит продукты и так же интенсивно их старит, как вышедших из моды или специально вводя чипы «времени жизни» в отдельные их элементы, засоряя тем самым окружающую среду. При этом, чем масштабнее развитие подобной техники, тем агрессивней осуществляется её воздействие на человека, на его психическое и физическое здоровье.

Тенденции «коммерческого проектирования» так же интенсивно проникают и в компьютерную технику. «Интеллектуальные возможности компьютеров развиваются с ошеломляющей скоростью, бесцеремонно вытесняя надежные и уже отлаженные под человека программные средства, требующие всего лишь эволюционной модернизации, а вовсе не полной замены программ и самого компьютера. Подобная необходимость массового обновления техники и постоянного переучивания изматывает не только конкретного человека, но даже и целые отрасли. И, конечно, этой гонки, в первую очередь, не выдерживает более зрелое и старшее поколение, невольно отдавая на откуп шустрой, но «зеленой» молодежи решение важнейших концептуальных задач проектирования машин. Однако эти молодые проектировщики и дизайнеры, стремясь успеть вслед за подобным «развитием» техники уже не обременяют себя сохранением прошлой преемственности и строгого обеспечения системных связей со средой, ошибочно относя это к анахронизму. На этой волне быстро формируется обслуживающая элита «компьютерщиков-профи», которая незаметно для себя превращается в необходимое дополнение к компьютеру, выпадая из социальной среды и растрачивая здоровье. Сегодня компьютер настолько влияет на жизнь общества, и с такой скоростью развивается, что порой создаётся впечатление, что вся жизнь человека затрачивается в конечном итоге на повышение быстродействия и памяти компьютера! А поскольку сегодня без компьютерной техники не функционируют практически ни одна машина, эти моменты являются тревожными показателями нарастающих тенденций такого явления как «независимость машин», которые с лёгкостью могут перейти и в другие отрасли техники, постепенно подчиняя человека своим задачам.

Защитой общества от подобной ситуации может быть только пересмотр философии проектирования машин, возвращения её в рамки системности, причём, с более жёсткими требованиями по связям с внешней средой, вводя их в ранг как обязательные и главные критерии проектирования машин в современных условиях.

При этом, для защиты и развития нового подхода в условиях рынка должна быть предусмотрена разработка системы «Антипиара», пропагандирующего и формирующему вопреки навязанному стереотипу безудержного потребительства, идеи гармоничного и устойчивого развития человека и среды его обитания. Сегодня соблюдения традиционных рационалистических принципов проектирования не достаточно, поскольку они оказались на самом деле не столь стойкими при воздействии извращённого рыночного Пиара, который виртуозно переиначивает в своих интересах даже значение рационализма при создании продукта. Поэтому жестко рационалистические принципы, свойственные европейскому стилю проектирования преобладающие, сегодня в проектировании машин (в том числе и на востоке), должны гармонично сочетаться с древневосточным стилем, основанным на получении знаний и идей на основе опыта, интуиции и «родовой памяти» при медитативном сосредоточении на поставленных задачах.

Основными постулатами предлагаемой новой философии проектирования машин являются:

  1. Строгое обеспечение связей проектируемого объекта с окружающей средой, выражающееся в разработке и соблюдении так называемых критериев системной адаптивности, назначаемых по иерархии как приоритетные критерии.
  2. Обеспечение цельности разрабатываемой системы, выражающееся в равномерности распределения функций по элементам системы.
  3. Необходимость получения синергетического эффекта, характеризующегося при синтезе системы превосходством общего результата над суммой слагаемых эффектов, который (результат) автоматически должен проявляться при выдерживании цельности.
  4. Связь с рынком, обеспечивающим через «Антипиар» безопасное взаимодействие гуманистических тенденций с жёсткими законами рынка. Переориентацию основных видов и назначений продуктов рынка на действительные ценности человека, например такие как: здоровье, самосовершенствование воспитания здорового поколения, взаимоуважение и МЕРОЛЮБИЕ, как завещал нам древнегреческий философ Платон.

Термин «Антипиар» автор применил только лишь в качестве противопоставления агрессивному Пиару, а, по сути, «Антипиар» должен являться концентрированным знанием, поскольку при декларировании задач достижения гармонии машин со средой, у покупателя неизбежно будет зарождаться стремление к собственной гармонии, совершенствованию и развитию. «Антипиар» неизбежно должен разбудить обывателя и направить его на путь созидания собственной личности органично живущей в системе государства.

Первые этапы становления «Антипиара» должны проходить при поддержке и обеспечении государства и подаваться как один из видов социальной рекламы с последующим переходом этой задачи к разработчикам и изготовителям техники. А поскольку рынок без человека не существует, он обязательно начнёт реагировать положительно на его гуманистические запросы, а это прямой путь к формированию гармоничного взаимодействия человека и машины и высвобождения его для выполнения своих высших целей.

Создаётся парадоксальная ситуация: машина подстёгиваемая рынком, втягивает взрослого человека в гонку, создаёт дополнительные стрессы практически лишая его времени на воспитание своих детей и одновременно увлекает предоставленных самим себе детей в свой «идеальный» мир. На лицо явный захват детей! При этом для молодёжи машина ещё и становится фантомом «более доверенного существа», неизбежно совершая своё тёмное дело по их «расчеловечиванию». В связи с этим путь воспитания молодого поколения через «умную» и «гуманную машину» сегодня уже не может показаться уж столь фантастичным. Необходимо перехватить у машин намечающееся управление человеком. Можно допустить, чтобы машина, завоёвывая авторитет человека, привычно уводила и погружала его в свой мир (своё наполнение) но только с задачами целесообразности, рациональности, экономии и гуманного воспитания детей. Только при таком подходе может быть осуществлён контроль над вторгающейся в жизнь человека машиной. Ярким примером зарождения подобных подходов служит разработка в ряде зарубежных стран, систем «умного дома», домашних роботов-помошников, всевозможных обучающих тренажёров, которые эффективно высвобождают своих пользователей для решения насущных задач семьи и развивают, невольно занимая нишу виртуального и заботливого члена семьи даже повышающего её благосостояние. И конечно это первый шаг пусть даже утилитарного назначения, но уже во благо человека и природы. Дело осталось за малым, ввести гуманитарно-социальное наполнение в программы подобных машин, в виде обучающих и воспитательных функций и интенсифицировать процесс создания «психологического контакта, доверия» между человеком и машиной. Для ускорения подобных процессов и осуществления успешного контакта с человеком подобные «интеллектуальные» машины должны обладать возможностями имитации реальных тактильных воздействий живого существа. При этом должна учитываться даже конституция строения тела человека и структура его мягких покровов. И соответственно в этом случае машины будут адаптированы к этим требованиям, преобразованы из твёрдых объектов в обтекаемые, мягкие и тёплые конструкции. Одним из возможных концептов в данном направлении являться разработка роботических пневмокострукций, пневмороботов, пневмофигур в виде пневмокостюмов, содержащих элементы искусственного интеллекта. Разработки японских инженеров в области роботических пневмоконструкций, имитирующей кисть руки и пальцы человека в работе, а так же создание во Франции гигантских шоу-роботов сочетающих в себе элементы пневмоконструкций, пневмофигур, надувных фигур в сочетании с аэростатами, являются успешными попытками в этом направлении. Подобные машины даже одним своим видом способны завоевать симпатию человека.

Предлагаемые принципы проектирования, позволят разрабатывать системно-адаптивные машины, которые «вернуться» в свою нишу обслуживания, но уже в новом качестве, как подконтрольные обществу и эффективные помощники в деле формирования его гармоничного и созидательного пути развития.

 
 
 
Главная | Полезная информация | Карта сайта | Доска почета | Наши патенты | Контакты | Разработки и исследования | О компании | Каталог | Полет на воздушном шаре
© OOO "НПО Аэроэкология" 1998 - 2017 гг. Все права защищены.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика