Текст модального окна
Как к Вам обращаться:
Номер телефона:
Время, когда Вам перезвонить:
Контрольное число:

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 

 

Экологическая безопасность

Введение

В наше время, при бурном развитии авиаперевозок, вопросы экологической безопасности пассажиров становятся всё более актуальными. Это в первую очередь касается радиационной безопасности пассажиров при нахождении их на борту самолёта.

Как известно, атмосфера защищает нас от воздействия солнечной и космической радиации, однако при подъёме на высоту, защитный слой атмосферы уменьшается и интенсивность воздействия радиации растёт. Велико ли её значение, опасно ли для здоровья?

Ранее считалось, что уровень радиоактивного облучения в полёте, в ничтожной степени влечет за собой риск нарушений здоровья. При этом, абсолютно не принималась во внимание возможность совпадения неблагоприятных космических факторов, принципиально увеличивающих радиоактивное облучение и представляющих угрозу для здоровья пассажиров.

Вопросы достоверности информации по измерению радиационного фона на земле сегодня полностью решены, однако, параметры радиационного фона на некотором удалении от земной поверхности, зависят от множества процессов космического масштаба и в частности от солнца. Данная работа поднимает проблему радиоактивной безопасности в полёте на авиалайнерах при воздействии неблагоприятных космических факторов и выработке предложений для снижения риска нанесения ущерба здоровью пассажиров.

Получение первых результатов

В рамках изучения проблем радиационной безопасности компания «НПО Аэроэкология» с помощью аэростатических комплексов неоднократно проводила измерения и исследования с воздуха на предмет измерения радиационного фона над земной поверхностью России и западной Европы. В процессе проведения данных работ был накоплен опыт по методологии получения достоверных результатов при измерении интенсивности радиационного облучения. Однажды, занимаясь проблемами радиационной безопасности, мы решили проверить состояние защиты от проникновения космического излучения в пассажирские самолёты. Нашими дозиметристами были произведены выборочные замеры в салонах самолётов различных авиакомпаний, летящих по относительно дальнему маршруту «Москва – Ташкент». Измерения проводились на машинах трёх фирм: «Туполев», «Boeing» и «Airbus». Разница измерений оказалась существенной (отличалась на 50–60%). Как выяснилось, разброс в показаниях приборов был вызван не только различием в конструкции самолётов, но и, в первую очередь, воздействием активности солнца, поскольку проведение замеров проводилось хотя и в одно и тоже время суток, но в разные дни. Поэтому обоснованные выводы по проведённым исследованиям можно сделать только при детальном изучении сложного комплекса процессов: солнечной активности в течение полёта, состояния магнитосферы и ионосферы Земли.

Объём данной работы и специфичность исследований не позволяют провести подробный анализ полученных результатов, поэтому ограничимся лишь анализом выявленной проблемы и наметим пути её решения.

Внимательное изучение этого направления, на наш взгляд, сегодня весьма актуально, поскольку по-новому ставит вопросы происхождения некоторых опасных заболеваний и врождённых дефектов у человека.

Для погружения в значимость проблемы необходимо пояснить некоторые особенности процессов связанных с космической и солнечной радиацией.

Воздействие космической радиации при полёте

На поверхности Земли атмосфера почти полностью защищает нас от космической радиации, приходящей из глубин мирового пространства. Энергетические потоки частиц, проходя через атмосферу и сталкиваясь с молекулами воздуха, «вязнут», теряя энергию, и становятся почти неопасны для человека. Но, при подъёме на высоту, т. е. при уменьшении толщины защитного слоя и при приближении к открытому космосу, радиация начинает существенно увеличиваться, поэтому в конструкциях корпусов самолётов предусмотрены элементы защиты. Но всё же на высоте 1 км интенсивность космической радиации увеличивается в 200 раз. То есть, если средне допустимая норма радиационного фона на земле не превышает 20 микрорентген/час, то соответственно, в самолёте излучение достигает 400–500! Довести уровень радиации в самолёте до допустимого не представляется возможным из-за вырождения конструкции самолёта.

Как известно радиационная защита обеспечивается в основном свинцовосодержащими материалами и при покрытии ими (даже тонким слоем) большой поверхности салона «набирается» значительный вес конструкции, соответственно уменьшающий полезный вес. Таким образом, если салон крупного авиалайнера сделать полностью радиационно-защищённым, то вмещать он будет не более 100–150 пассажиров и полностью пропадает экономическая выгода от эксплуатации такого самолёта. Поэтому был найден компромисс и выработаны международные договорённости о допустимости дозы облучения пассажиров, поскольку из-за её кратковременного воздействия опасность для организма человека минимальна. Например, по расчётам, за пять часов пребывания в полете, на высоте 11000 метров, авиапассажир получает радиационную дозу, соответствующую одному рентгеновскому просвечиванию грудной клетки. Поэтому для людей, часто летающих по делам, для летчиков, стюардесс — космическая радиация может быть серьезной проблемой, хотя кабина пилотов и имеет значительно большую защиту, по сравнению с пассажирским салоном.

Необходимо так же особо обратить внимание, что высоко чувствительны к повышенным дозам облучения являются беременные женщины и дети до одного года, поскольку генетическая структура у них находится в стадии формирования. Если беременная женщина, предположим, летит из Нью-Йорка в Токио, то всего, лишь за один полёт она может превысить допустимую для будущего ребенка дозу радиации, что может привести к резкому росту вероятности врожденных дефектов и непоправимых генетических повреждений у новорожденного. Так же оказываются чувствительны к воздействию повышенной дозы радиоактивного облучения люди пожилого возраста, имеющие низкую сопротивляемость организма у которых появляется опасность «запуска» опасных дремлющих заболеваний.

Солнечные вспышки и астероидная опасность

Еще один фактор риска — это солнечные вспышки. В них-то и происходят солнечные вспышки, которые могут многократно, буквально в десятки раз, увеличить получаемую Вами в полете более чем допустимую, предельную дозу радиации.

Известно, что цикл солнечной активности равен 11 годам. Фазы максимума и минимума этой активности воздействуют на психику и здоровье людей, живущих на Земле. Характер этого воздействия находится в прямо пропорциональной зависимости от фазы максимума или минимума, о чём фиксирует статистика в такие периоды, как войны, землетрясения, эпидемии или другие катаклизмы. Можно себе только представить насколько опасно находится в самолёте в периоды солнечной активности. Астрономические лаборатории постоянно ведут исследования этих солнечных атак, и, следующих за ними магнитных бурь, индикаторами которых являются полярные сияния.  Многие землетрясения (например, в Италии  в текущем 2009 году) были спрогнозированы астрономами. Но общество не слышит этих прогнозов и актуальность подобных исследований на фоне экономических проблем уходит на последний план. А ведь именно сейчас, когда солнце находится в изменяющемся состоянии,— это особенно актуально. Мы знаем, что в прошлом году произошла переполюсовка, то есть изменение глобального магнитного поля Солнца, и, разумеется, это повлияет на все живое на нашей планете. Кроме этого, в октябре 2008 года  стартовал новый 24-й цикл солнечной активности. По прогнозам американских ученых его пик придется не на пресловутый 2012 год, а на май 2013-го. А все катаклизмы 20 века совершались, как правило,  в те периоды, когда Солнце находилось в фазе максимума того или иного цикла своей активности. К примеру, максимум 22-го цикла был 19 августа 1991 года. На эту дату приходит Августовский путч, приведший к радикальным изменениям в политической ситуации страны и началу распада СССР. Говорить сейчас о какой-то глобальной опасности еще рано. В этом году было очень мало полярных сияний — на Солнце практически нет крупных вспышек. По прогнозам, наибольшее количество полярных сияний можно будет наблюдать в 2016 году, хотя в этот период солнечная активность будет снижена.

Кроме солнечных циклов и, связанных с ними, магнитных бурь, существует ещё вероятность астероидно-кометной опасности. И даже если сейчас нет прогнозов, что какая-то комета может упасть на Землю, наблюдать за поведением небесных тел необходимо. Так, например, в конце 70-х годов произошло первое наблюдение астрономами падения кометы на Солнце. Это не могло не вызвать определенного волнения магнитных полей. Возможность обрушения такой кометы на Солнце во время его максимальной активности может спровоцировать сильнейшие вспышки светила и всплески магнитных бурь на Земле, что, разумеется, отразится, как минимум, на состоянии здоровья людей.

Пульсация Солнца

Важным моментом изучения ионизированных воздействий на человека является так же пульсация Солнца. Наше светило, Солнце, – это лишь одна из немногих типичных звёзд, так называемый «желтый карлик». В последние годы сотрудниками крымской обсерватории на самом крупном, а именно в России и СНГ, башенном солнечном телескопе была обнаружена возможность солнца пульсировать.

Пульсации нашего светила происходят в радиальном направлении с периодом в 160 мин и амплитудой в 10 км. Солнце периодически то расширяется, то сжимается. Это фиксируется по синхронным колебаниям его яркости. После временных замираний, пульсации вновь восстанавливаются. Открытие было подтверждено физиками Бирмингемского и Стэндфордского университетов и франко-американской экспедицией на северный полюс. Таким образом, пульсация плазмы солнца представляет собой надёжно установленный факт. Эти пульсации происходят в одни и те же моменты мирового времени, независимо от места наблюдения. Когда происходит сжатие солнца, то интенсивность сбрасываемых частиц в атмосферу земли не велика, а при расширении образуется, так называемый, электронный ветер. Результатом действия электронного ветра и других компонентов солнечной плазмы является выпадение частиц в атмосферу земли.

Колебания магнитного поля Земли

Известно, что на Земле под влиянием Солнца периодически возникают магнитные бури, которые воздействуют на магнитное поле земли. Колебания магнитного поля Земли так же сопровождают два других процесса в ионосфере земли, это возникновение потока энергетических частиц на запад — «дрейф» протонов, что вызывает например эффект усиления интенсивности свечения северных сияний. В связи с этим и период магнитных бурь так же является показателем неблагоприятных условий для совершения полётов.

Защитные меры для пассажиров

При совпадениях неблагоприятных факторов: длительности пребывания в полёте, пульсации солнца (режим выброса) и, что особенно опасно, мощной солнечной вспышки, пассажиры могут подвергнуться интенсивному воздействию космической радиации. Эту ситуацию невозможно зафиксировать сразу же, чтобы предъявить авиакомпании какие – либо претензии за нанесённый ущерб здоровью. Поэтому необходимо предпринять следующие меры защиты:

1. На основе исследований по прогнозированию появления и воздействия космических факторов на организм человека необходимо провести разработку методик по выявлению «запрещённых» периодов и обеспечивать безопасный для здоровья полёт, планируя его в разрешенное время.

2. В случае невозможности переноса сроков полёта и попадания в «запрещённые» периоды необходимо применить (например, одеть в самолёте) защитный костюм-комбинезон из специальных тканых материалов. Подобные костюмы могут изготавливаться в любом стиле, они относительно лёгкие, компактные и позволяют снизить дозу облучения вплоть до допустимого значения.

Выводы

Для защиты пассажиров от высокого радиационного облучения в салоне самолётов могут быть разработаны специальные методики позволяющие прогнозировать «разрешённое» время для совершения полётов, а так же лёгкие и компактные защитные костюмы для пассажиров, находящихся в группе риска, например беременных женщин, малолетних детей и людей пожилого возраста. Такие защитные костюмы могли бы применятся только на авиалайнерах российских авиакомпаний для поддержания их имиджа, как транспорта высокой экологической безопасности обслуживающего зимнюю Олимпиаду в г. Сочи.

Предложения по данной теме были переданы и обсуждались в министерстве экологии и природопользования РФ. К сожалению, нашей компании так и не удалось добиться поддержки данного министерства для продолжения этой работы на основе госфинансирования и включения её в госпрограммы. Но мы готовы к работе над данной темой с привлечением частных инвесторов.

Генеральный директор

ООО «НПО Аэроэкоглогия»

Кандидат технических наук Комиссаров А. Н.

Тел. 762-39-42

 

Так же  ОФОРМЛЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ

 
 
 
Главная | Полезная информация | Карта сайта | Доска почета | Наши патенты | Контакты | Разработки и исследования | О компании | Каталог | Полет на воздушном шаре
© OOO "НПО Аэроэкология" 1998 - 2017 гг. Все права защищены.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика